(в честь Чуда арх. Михаила в Хонех), находился в Киеве.
Первоначально на месте К. В. м. была пещерная обитель иноков-анахоретов. Пещеры в Выдубичах были обнаружены во 2-й пол. XIX в., исследованы в 1945 г. археологом М. К. Каргером, а в 2003 г. изучались киевским археологом Т. А. Бобровским, который датировал открытую часть ходов кон. Х - нач. ХI в. На глубине 3-4,5 м выявлена келья (2,2×1,6×1,5 м) и место, где мог располагаться пещерный храм. Впосл. поселение анахоретов эволюционировало в киновию, располагающуюся на поверхности земли. Часть пещер была разрушена при строительстве монастырского собора, но некоторые пришли в запустение только после монг. нашествия.
По позднейшему преданию, впервые зафиксированному в 60-70-х гг. XVII в. игуменом киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря Феодосием (Сафоновичем), храм на месте буд. мон-ря был воздвигнут считавшимся 1-м Киевским митр. Михаилом; недалеко отсюда «выдыбал» (выплыл) на берег идол Перуна, сброшенный в Днепр по приказу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича (Софонович. 1992. С. 68). Согласно гипотезе В. И. Ульяновского, К. В. м. был основан в период княжения св. Владимира Святославича по инициативе предположительно 1-го Киевского митр. Феофилакта (988-1018), а монастырский храм изначально был посвящен Чуду арх. Михаила в Хонех.
Впервые К. В. м. упоминается в летописи под 1070 г.: «В се же лето заложена бысть церкы святаго Михаила в монастыре Всеволожи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174), «на Выдобычи» (Там же. Т. 2. Стб. 164). Согласно этому сообщению, ктитором обители был переяславский (впосл. Киевский) кн. Всеволод (Андрей) Ярославич (ок. 1030-1093). Освящать закладку каменного храма на Выдубичах должен был Киевский митр. Георгий (ок. 1062 - после 1073). Мон-рь располагался вблизи загородной резиденции кн. Всеволода - Красного двора (в 1096 сожжена при нападении половецкого хана Боняка на Киев - Там же. Т. 1. Стб. 233). Первый известный по имени выдубицкий игум. Софроний в 1072 г. участвовал в переносе мощей св. князей Бориса и Глеба в Вышгороде под Киевом (Там же. Стб. 181; ПВЛ. 1996. Ч. 2. С. 78).
Михайловский собор был освящен в 1088 г., при Киевском митр. Иоанне II: «В лето 6596 священа бысть церквы святаго Михаила манастыря Всеволода митрополитом Иоаном, а игуменство тогда держащю того манастыря Лазареви» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207; ср.: Там же. Т. 2. Стб. 199).
В 1093 г., возможно, в К. В. м. состоялся княжеский снем (съезд), крестоцелование вел. кн. Киевского Святополка (Михаила) Изяславича и кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха («совокупистася у святаго Михаила и взяста межи собою распря и которы и уладившеся, целоваста крест межи собою» (Там же. Т. 1. Стб. 219)). 4 нояб. 1097 г. в К. В. м. останавливался прибывший в Киев кн. Василий (Василько) Ростиславич, к-рый вскоре был закован и ослеплен. В 1146 г. в К. В. м. на короткое время был заточен схваченный вел. кн. Киевским Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем св. блгв. вел. кн. Киевский Игорь (Георгий) Ольгович (Там же. Стб. 258, 313).
После вокняжения в Киеве Владимира Мономаха (1113) из Киево-Печерского монастыря в К. В. м. было перенесено ведение летописания. Согласно А. А. Шахматову, автором 2-й (после редакции прп. Никона Киево-Печерского) редакции «Повести временных лет» (ПВЛ) был выдубицкий игум. Сильвестр (в 1118-1123 епископ Переяславский), к-рый оставил соответствующую запись под 1110 г.: «Игумен Силивестр святаго Михаила написах книгы си Летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыева, а мне в то время игуменящю у святаго Михаила в 6624, индикта 9 лета; а иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 286; ПВЛ. 1996. С. 121). Ряд исследователей отводят игум. Сильвестру значительно большую роль в летописании нач. XII в., считая К. В. м. главным центром составления ПВЛ в 1116 и 1117 гг. В частности, по их мнению, именно игум. Сильвестр, близкий к вел. кн. Владимиру Мономаху, вставил в летопись договоры Руси с греками, хранившиеся, несомненно, в княжеском архиве (см.: Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет // Славяноведение. 2007. № 5. С. 20-44; 2008. № 2. С. 3-24; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 140-154, 156; подробнее см. Летописание). Согласно этой т. зр., при игум. Сильвестре обитель становится значительным книжным центром. В монастырь свозятся и в нем переписываются рукописи. По гипотезе Е. В. Ухановой, в К. В. м. действовал скрипторий, в котором было создано неск. сохранившихся рукописей (в т. ч. ГИМ. Чуд. № 12 (сборник эсхатологических сочинений Ипполита, папы Римского) и ГИМ. Син. № 262 (Учительное Евангелие Константина Преславского)). По предположению С. М. Михеева, в монастырской б-ке имелась иллюминированная рукопись славянского перевода «Хроники» Георгия Амартола. Она использовалась при составлении в обители редакции ПВЛ 1117 г., представлявшей собой лицевую рукопись (Уханова Е. В. Древнейшие изображения св. кн. Бориса: К истории б-ки Владимира Мономаха // Борисо-Глебский сб. П., 2009. Вып. 1. С. 117-152; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 147-148, 153-154).
В кон. XII в. либо в связи с опасностью обвала берега, либо для защиты от днепровских вод было решено укрепить береговую линию, соорудив стену ниже Михайловского собора. Вел. кн. Киевский Рюрик Ростиславич пригласил для этого архит. Петра Милонега (предположительно построившего ц. св. Параскевы Пятницы в Чернигове и др. храмы). 24 сент. 1199 г. состоялось освящение укрепления. В торжествах по этому поводу участвовали члены великокняжеской семьи и княжеский двор (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 708-711). В том же году выдубицкий игум. Моисей составил пространную торжественную похвалу Рюрику Ростиславичу, считающуюся выдающимся памятником древнерус. риторики. Она вошла в киевский летописный свод 1200 г., предположительно составленный Моисеем (Там же. Стб. 712-715; Бегунов. 1974; Творогов О. В. Моисей // СККДР. Вып. 1. С. 257-258). «Стена Милонега» простояла неск. веков.
В 1204 г. вел. кн. Рюрик Ростиславич был насильно пострижен в монахи в К. В. м. по приказу галицко-волынского кн. Романа Мстиславича (зятя Рюрика), но в 1205 г. князь-инок оставил монашество и вернулся к политической деятельности.
К. В. м. продолжил существовать и после падения Киева под ударом монголо-татар. Последнее летописное упоминание обители относится к 1245 г.: 26 окт. в К. В. м. на пути в Орду молился вел. кн. Галицкий и Волынский Даниил Романович. Даниил привез из Киева в Холм «чуднии» иконы, в т. ч. образ арх. Михаила (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 844).
Во время раскопок 1972 г. в нартексе у юж. стены Михайловского собора был обнаружен шиферный саркофаг с надписью-граффити XIII (?) в.: «Господи помози рабу своему (Га)ворилови» (см.: Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. К., 1985. С. 48-49), однако неизвестно, кто именно в нем погребен (на стенках представлены птица, зверь с повернутой назад головой, схематические человеческие изображения).
Существование К. В. м. в XIV-XV вв. засвидетельствовано лишь настенными граффити на сев. и зап. стенах собора XI в., к-рые лучше всего сохранились (см.: Там же. С. 49-52). Еще в XVIII в. обитель доказывала во всех земельных судебных процессах, что князья Всеволод, Владимир Мономах и Рюрик подарили мон-рю основные земельные владения: Зверинец (весь), оз. Затон, Наводничи (Неводничи) с пристанью и паромной переправой через Днепр, Перепеличью долину и Лыбедское имение. Монастырский архив сохранил документы на земельные владения с нач. XVI в.: Зверинецкие, Лыбедские, Багриновские, Осокорские, Гнилецкие, Свиноедские, Рожновские, Трипольские, а также перевоз через Днепр, из которых известны имена выдубицких игуменов. До 1515 г. К. В. м. возглавлял игум. Евстафий, в 1531-1536 гг.- игум. Иоаким (Сапега), принадлежность к-рого к шляхетскому роду указывает на высокий статус монастыря. С 1531 г. по благословению игум. Иоакима была отстроена деревянная трапезная с храмом, что указывает на материальные возможности обители. Известны имена игуменов Ефрема (Кошеля; 1536-1541), Евфимия (1541 - нач. 50-х гг. XVI в.), Алексия (50-е гг. XVI в.), Дионисия (упом. в 1560), Феофила (1564), Антония (1564-1566), Никона (1567), Григория (Шваба; 1568 - нач. 70-х гг. XVI в.), Сергия (до 1576). В 1576 г. К. В. м. «был впусте», в нем проживал лишь свящ. Сергий Иголниченко (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 114. Л. 7), причиной чему, очевидно, было татар. опустошение Киевщины 1575 г.
С 1577 г. К. В. м. находился в подчинении Киевскому митрополиту и управлялся назначаемыми светскими администраторами (напр., в 1587 - Захарием Философовичем). В 1588 г. в К. В. м. упоминается игум. Серапион, однако, поскольку он «не сидел» в обители, ею управляли митрополичьи урядники. 13 марта 1593 г., при игум. Каллисте, было составлено подробное описание всех владений и имущества (включая отобранные различными лицами).
После провозглашения Брестской унии в окт. 1596 г. К. В. м. стал единственным из киевских и окрестных обителей, переведенных в унию. Но в тексте определений антиуниатского православного Собора в Бресте стоит подпись выдубицкого старца Никона (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. С. 528). Т. о., выдубицкие монахи не приняли унии и оставили мон-рь. В постройках К. В. м. разместилась офиц. резиденция наместников Киевского униат. митрополита, а в кельях - жен. община: в 1600 г. здесь проживало ок. 10 монахинь во главе с Устиньей (Пам'ятки: [Археогр. щоричник]. К., 2001. Т. 3: Архiв Украïнськоï Церкви. Вип. 1. С. 289-290, 331).
В 1605 г. мон-рь вновь стал мужским, игуменом был Иоасаф (Быковский), ставленник униат. митр. Ипатия Потея (НБУВ ИР. Ф. II. Ед. 6413-6576. Л. 57-57 об.). 22 янв. 1610 г. выдубицким настоятелем и наместником униат. митрополита в Киеве (Софии Киевской) стал Антоний (Грекович), прибывший в обитель 21 февр. К тому времени алтарная стена Михайловского храма рухнула в Днепр. Игум. Антоний пристроил деревянную алтарную часть к обрушившемуся храму, оштукатурил и побелил ее. К авг. 1612 г. церковь уже действовала. Игумен-униат постоянно получал угрозы от казаков. Из его жалоб в суд видно, что в К. В. м. проживали лишь немногочисленные слуги самого Антония. 23 февр. 1618 г. запорожские казаки утопили Антония (Грековича) в Днепре рядом с мон-рем, а саму обитель разграбили. Впосл. униат. игуменами были Исаакий (1618-1628) и Евстафий (Пешковский; 1628-1635). Немногочисленная братия жила за счет переправы через Днепр, собственность на которую мон-рю 24 авг. 1628 г. подтвердил польск. кор. Сигизмунд III с условием, что доходы будут использованы только на благоустройство подчиненной униат. митрополиту обители. 15 июня 1629 г. по приказу печерского архим. св. Петра (Могилы) паром был сожжен, перевозчики избиты. В 1635 г. по требованию православных вместо К. В. м. униатам был передан Борисоглебский мон-рь.
Киевский митр. Петр (Могила) совершил новое освящение обители и храма. В 1640 г. он обращался к царю Михаилу Феодоровичу, прося средств на возобновление в камне алтарной стены собора (АЮЗР. Т. 3. № 18. С. 28). Сам митр. Петр передал в К. В. м. Служебник Печерской типографии (23 нояб. 1636), подписные серебряный потир и лжицу (13 янв. 1637, 11 янв. 1637), Учительное Евангелие той же типографии (27 нояб. 1637), Евангелие львовской печати и напрестольный серебряный крест (26 и 27 мая 1642).
19 авг. 1645 г. королевский привилей на игуменство в К. В. м. получил Игнатий (Оксенович-Старушич), сподвижник митр. Петра. В 1646 г. игум. Игнатий испросил у царя Алексея Михайловича новые церковные сосуды, облачения, богослужебные книги, кадило: «Пожалуй, всесветлейший благочестивый царю, храм святаго архистратига Михаила оскудный в сосуды напрестольные, одежды священнические, книги церковные и кадилницу и что Бог на сердце положит Вашему царскому величеству» (Там же. № 71. С. 75-77; АИ. Т. 4. № 85. С. 221). Среди вкладов в обитель, поступивших при игум. Игнатии,- сохранившийся серебряный позолоченный потир с дарственной надписью 1648 г. В период его настоятельства К. В. м. был разграблен войсками гетмана Я. Радзивилла. 12 июля 1650 г. игум. Игнатий был хиротонисан во епископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. Вскоре после назначения он умер; погребен в монастырском Михайловском храме. Сохранился текст его эпитафии ([Голубев С. Т.] Надгробная надпись всечестному иером. Игнатию Оксеновичу, игум. мон-ря Выдубицкого, к-рый преставился року 1651, окт. 30 дня // Киевские ЕВ. 1877. № 15. Отд. 2. С. 422-424; Перетц В. Н. К биографии о. Игнатия Оксентовича Старушича, киев. проповедника пол. ХVII в. Пг., 1914. С. 5-6 (отд. отт.: ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 187-199)). К. В. м. возглавил брат игум. Игнатия, Климентий (Старушич), получивший королевский привилей на игуменство 15 апр. 1652 г. В сер. XVII в. наблюдается усиление роли игуменов в управлении обителью. В то же время почти все гетманы как Правобережной, так и Левобережной Украины выдавали охранительные универсалы на владения и имущество обители, делали вклады и жаловали земли.
Заручившись рекомендательным письмом гетмана Богдана Хмельницкого, в 1654 и 1658 гг. игум. Климентий испрашивал милостыню у царя Алексея Михайловича (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 136. Л. 65-66). Игум. Климентий уговорил Киевского митр. Сильвестра (Косова) отказаться от прав непосредственного управления обителью и ее имениями (Троицкий. 1870. № 21. C. 625), в 1658 г. испросил подтверждение всех прав монастыря у гетмана И. Е. Выговского, но после лишения его власти добился передачи обители в 1660 г. конфискованных у него сел Рожны и Лесники (Там же. С. 626-627). Игум. Климентий привлек в К. В. м. нового ктитора - миргородского полковника Г. С. Лесницкого (среди его даров - сохранившееся Евангелие в драгоценном окладе). Игум. Климентий был похоронен в склепе Михайловской ц. Погребение было обнаружено в 1972 г., в нем найден резной кипарисовый крест.
При настоятеле (1664-1688) св. игум. Феодосии (Углицком) гетман П. Д. Дорошенко утвердил во владении мон-ря «навечно» с. Лесники, а гетман Ю. Б. Хмельницкий передал 2 мельницы на Десне (Унiверсали украïнських гетьманiв вiд Iвана Виговського до Iвана Самойловича (1657-1687). К.; Львiв, 2004. С. 432). В Киеве на Подоле игум. Феодосий приобрел подворье, а в мозырских владениях обители на о-ве Михайловщина основал скит. Игум. Феодосию, как и его предшественникам, пришлось отстаивать право перевоза через Днепр, на к-рое претендовал Киево-Печерский мон-рь. Позже, в 1684-1685 гг., пребывая в Чернигове, он выхлопотал для К. В. м. у царя напрестольное Евангелие. Игум. Пахомий (Подлузский), сменивший о. Феодосия, был одновременно ректором Киевского коллегиума и настоятелем К. В. м. 19 янв. 1690 г. гетман И. С. Мазепа выдал ему подтвердительный универсал на все владения мон-ря (Троицкий. 1870. № 22. С. 644-645).
В 1688 г. митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский), при к-ром Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату, добился царского разрешения на передачу К. В. м. со всем его имуществом и владениями в собственное распоряжение как загородной резиденции. Митр. Гедеон просил «присоединить» К. В. м. к Софийскому митрополичьему дому, но получил отказ; в царском указе напоминалось о древности княжеской обители и ее многовековом самостоятельном существовании. Тем не менее митрополит вывез ее казну и архив в киевский Софийский мон-рь.
При митр. Киевском Варлааме (Ясинском) К. В. м. был приписан к Софийскому митрополичьему дому «для лутчаго ему митрополиту упокоения» (НБУВ ИР. Ф. 312. Ед. 430/655-С. Отд. 3. Л. 34 об.). Но братия опротестовала это распоряжение, и митр. Варлааму пришлось хлопотать об окончательной передаче К. В. м. при помощи царской администрации в Киеве (19 сент. 1690; новая царская грамота от 28 марта 1691), к-рая убеждала, что митрополит «никаковые тому монастыреви обид или разорения не творит… но паче желает построити, лучше да будет вся церквою каменна сеже ныне половина каменна, а половина деревинна» (Там же. Л. 44 об.- 45, 84 об.- 85).
В 1696-1709 гг., при игум. Варлааме (Страховском), близ К. В. м. были открыты залежи высококачественной строительной глины и устроены кирпичные заводы. Игумен получил универсал гетмана И. И. Скоропадского на подтверждение владений монастыря (включая новые, подаренные Мазепой) (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 10). В апр. 1706 г. митр. Варлаам от своего и последующих Киевских митрополитов имени письменно отказался от прав на К. В. м., его владения и имущество (см.: Троцкий. 1870. № 22. С. 650-651). Гетман Мазепа выдал обители ок. 10 универсалов с подтверждением старых и дарованием новых землевладений.
По преданию, в 1706 г. К. В. м. посетил Петр I. Целью визита было предполагаемое строительство укреплений на подступах к Киеву. Видимо, вслед. этого посещения царским указом в марте 1708 г. К. В. м. был подчинен Киевскому митр. Иоасафу (Кроковскому) (НБУВ ИР. Ф. 312. Ед. 430/655-С. Отд. 3. Л. 115 об.- 116 об.). Эта зависимость прекратилась в 1718 г., после вызова на допрос в С.-Петербург и кончины митр. Иоасафа. В 1719 г. попытку подчинить себе К. В. м. с владениями предпринял печерский архим. Иоанникий (Сенютович), но выдубицкий настоятель (1713-1719) игум. Лаврентий (Горка) при поддержке митр. Феофана (Прокоповича) и Скоропадского не допустил реализации этого замысла. От времени игуменства Лаврентия (Горки) сохранилось напрестольное Евангелие в окладе (1716) и потир (1715), изготовленные киевским ювелиром И. А. Равичем.
В 1729 г. гетман Д. П. Апостол выдал универсал с подтверждением земельных владений обители. Сохранилось напрестольное Евангелие с гербом гетмана Апостола и его дарственной надписью. При игум. Феодосии (Хоменском) началась традиция погребения игуменов в соборе в честь Чуда арх. Михаила в Хонех (1701). В 1737 г. в нем был похоронен и сам игум. Феодосий. В 1737-1739 гг. К. В. м. возглавлял игум. Тимофей (Щербацкий), буд. митрополит Киевский, а затем Московский. Впосл. митр. Тимофей безуспешно испрашивал разрешение поселиться в К. В. м. на покое. Митр. Тимофей прислал в К. В. м. позолоченный и украшенный драгоценными камнями посох. 8 окт. 1745 г. настоятель (1739-1747) игум. Гавриил (Леопольский) получил у царицы Елизаветы Петровны генеральное подтверждение на владения монастыря (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 276. Л. 1 об.). Этот документ был необходим в ходе судебных тяжб за выдубицкие имения (особенно днепровский перевоз) с Печерским монастырем. Настоятель (1747-1753) игум. Викентий также в 1748 г. обращался к императрице за подтверждением владений, в т. ч. перевоза, который пыталась захватить лавра (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Ед. 6361. Л. 41-43, 48-55 об.).
Весной 1760 г. в К. В. м. сгорела трапезная с церковью и значительно выгорел (из-за деревянного покрытия и деревянной алтарной стены) древний Михайловский собор. Митр. Арсений (Могилянский) регулярно выдавал обители грамоты на право собирать милостыню в Запорожье и по всей митрополии для восстановления собора. Известный своими проповедями митрополит настоял на регулярном проповедничестве во всех киевских храмах и обителях, в т. ч. в К. В. м., к-рый приглашал для этого академических профессоров.
Первый историк К. В. м. настоятель (1767-1774) игум. Иаков (Воронковский) в 1767 г. составил полную опись монастырского имущества, завел приходно-расходные книги, создал подробную инструкцию для управляющих монастырскими имениями, собрал в различных учреждениях и б-ках копии утраченных документов (с нач. XVI в.). 18 июня 1771 г. игум. Иаков подал на имя Екатерины II челобитную о помощи старинной обители (Голубев. 2011. С. 595-596). После его кончины б-ка и ценный архив были переданы в обитель (сохр. лишь отдельные книги и рукописи: ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 555. Л. 1-7).
В 1760-1765 гг., при игум. Митрофане (Горленко), младшем брате еп. Белгородского свт. Иоасафа (Горленко), и игум. Сифе (Гамалее; † 24 февр. 1767), в соборе и мон-ре велись ремонтные работы, завершившиеся в 1774-1781 гг., при игум. Мелхиседеке (Значко-Яворском). После кончины игум. Сифа в К. В. м. поступили сребропозлащенные большой крест с частицами мощей 18 святых и подписями к каждой частице; наперсный крест с 4 камнями и цепью; деревянная панагия в серебряной оправе. Личную казну, а также движимое имущество скончавшегося игум. Сифа Духовный собор 24 июня 1767 г. постановил потратить на возобновление Михайловской ц. и др. построек.
Последним досекуляризационным игуменом с 26 марта 1783 г. был Иероним (Блонский). В послужном списке 1787 г. он отметил, что обитель он «возобновил и украсил» (Там же. Оп. 1. Ед. 261. Л. 37 об.- 43; Ф. 127. Оп. 1024. Ед. 2987. Л. 4 об.- 5, 42 об.). Однако документы времен игуменства Иеронима не фиксируют строительной деятельности. В 1791 г. игум. Иероним был возведен в сан архимандрита киевского Златоверхого мон-ря. В описании выдубицкой ризницы указано, что игум. Иероним приказал перешить ризу из черного атласа в мантию и взял ее с собой при переходе в Златоверхую обитель; именно в этой мантии его положили в гроб. В завещании от 1 янв. 1794 г. он поручал в «Сохранную казну Московского опекунского совета» 2 тыс. р., с тем чтобы ежегодно из процентной суммы 45 р. передавалось в Киевскую Академию и 45 р.- в К. В. м., однако исключительно «в братскую кружку на раздел братии».
В 1786 г. по инициативе митр. Самуила (Миславского) К. В. м. был лишен земельных владений, переведен в 3-й класс и обращен в больницу для старых и больных монахов. Игумены назначались преимущественно из префектов и ректоров Киевской Академии, поэтому обителью занимались мало, управление находилось в ведении казначеев и Духовного собора. 28 авг. 1798 г. по ходатайству митр. Иерофея (Малицкого) К. В. м. был возведен в степень архимандритии (Там же. Ф. 128. Оп. 1 (общемонаш.). Ед. 183. Л. 1-1 об.). В 1818 г. полковница М. С. Высоцкая начала хлопоты в Синоде о превращении К. В. м. в жен. обитель. Она обещала содержать монастырь, на свои средства построить церковь и больницу. Но после обсуждений проект утвержден не был (РГИА. Ф. 796. Оп. 99. Ед. хр. 772. Л. 1-34). В 1842 г. К. В. м. стал второклассным. 27 февр. 1855 г. настоятелем был назначен начальник лаврской типографии архим. Вениамин (Базилевич), к-рый стал вкладывать в восстановление обители собственные средства. Он убедил митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) содействовать возобновлению в мон-ре почитания легендарного Киевского митр. Михаила, отнеся основание К. В. м. ко временам княжения св. Владимира: распространял образки, а также акафисты свт. Михаилу и его Жития, печатавшиеся в лаврской типографии.
Новый расцвет К. В. м. в 1869-1882 гг. связан с деятельностью архим. Арсения (Радкевича), к-рого называют «возобновителем» обители. В июле 1870 г. он заказал в лаврской типографии «напечатать с резных изображений на дереве» тиражом по 2 тыс. экз. образки Божией Матери, вмч. Георгия Победоносца и Чуда архистратига Михаила в Хонех. Эти иконы мог получить каждый паломник. В 1871 г. он вложил личные сбережения (4 тыс. р.) в Задонский городской общественный банк, с тем чтобы проценты использовались на благоукрашение обители. В долгих торгах с Военным ведомством за монастырские земли (90 дес., планируемых под склады боеприпасов и укрепления) архим. Арсению удалось выторговать из казны значительную сумму (39 тыс. р.). Благодаря знакомству архимандрита с мещанами и купцами Ростова-на-Дону для обители был изготовлен большой колокол. Уйдя на покой, архим. Арсений передал мон-рю все личные сбережения (90 тыс. р. в ценных бумагах), облачения, священные сосуды, книги и проч. имущество. На его средства (18 тыс. р.) был изготовлен полный набор церковно-служебных сосудов и облачений для Георгиевского собора. Благодаря обширным знакомствам архим. Арсения покровительство К. В. м. оказывал генерал-губернатор С.-Петербурга Ф. Ф. Трепов, жена которого была погребена в обители. На средства, собранные Треповым, были реставрированы монастырские постройки, укреплен днепровский склон, проложена дорога от обители до границы городских владений. Общие пожертвования, присланные Треповым, составили от 14 до 21 тыс. р. В сент. 1890 г. архим. Арсений был погребен с сев.-зап. стороны Георгиевского собора.
Архим. Евлогий (Василянский), 27 окт. 1882 г. возглавивший К. В. м., привлек к работе над историей обители проф. КДА С. Т. Голубева. Настоятель также опубликовал материалы натурного осмотра Михайловской ц. и раскопок возле нее, проведенных в 1886 г. (ТКДА. 1892. № 4. С. 651-652). К. В. м. стал первой обителью Российской империи, где в кон. XIX в. в трапезной было проведено пневматическое отопление (горячим воздухом), что позволило решить проблему сырости и холода и в трапезной, и в церкви. Одновременно архим. Евлогий осуществил капитальный ремонт Георгиевского собора; обновил иконостасы всех храмов и росписи в старинном соборе и трапезной; перестроил настоятельский корпус и кельи; оборудовал специальное здание для б-ки и архива; принимал участие в археологических раскопках близ Михайловского храма. Среди ктиторов, привлеченных архим. Евлогием,- П. С. Соломка и графиня М. К. Нирод. 29 дек. 1909 г. Евлогий просил митр. Флавиана (Городецкого) уволить его от настоятельства «как совершенно старчески расслабленного» и разрешить поселиться при братской больнице в маленькой комнатке с перегородкой вместе с его келейником (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 1. Ед. 1116. Л. 79-79 об.). Архим. Евлогий был погребен у сев. стены Георгиевского собора.
С 1910 г. К. В. м. управлял наместник - викарий Киевской епархии, еп. Черкасский Назарий (Блинов). Обитель была переведена в ранг первоклассной. Еп. Назарий подготовил мон-рь к несостоявшейся эвакуации в 1915 г., принимал в обители беженцев-галичан и военные формирования на постой, организовал военный госпиталь. В 1914-1918 гг. казначей иером. Митрофан вел летопись монастырских событий, к-рая указывает на попытки разграбить имущество обители и насельников. В янв. 1918 г. красные отряды М. А. Муравьёва во время штурма Киева разорили монастырское имущество на хуторе Круглик. Мародеры захватили Зверинец, разграбили мон-рь, расхитили имущество еп. Назария и иером. Митрофана. 6 июня 1918 г. К. В. м. пострадал в результате взрыва пороховых складов на Зверинце: на всех каменных строениях возникли трещины, снесло кресты, купола храмов и кровлю, были выбиты все двери и окна. В кон. 1918 г. в мон-ре проживало 14 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 12 монахов и 3 духовных лица на покое, 12 послушников, 8 работников и 16 работниц. Настоятелем оставался еп. Назарий.
В кон. 1918 - нач. 1919 г. войска Директории вновь разграбили хозяйство мон-ря в Круглике: реквизировали продовольствие, скот и орудия труда. Весной 1919 г. представители большевистской власти конфисковали капиталы в банках, реквизировали продовольствие и личное имущество братии, кирпичный завод и монастырскую мельницу. 28 марта погиб послушник Симеон Приходько, к-рый был послан сообщить властям о нападении бандитов и грабеже мон-ря. Войска Добровольческой армии А. И. Деникина также реквизировали оставшееся продовольствие и имущество в Круглике и потребовали материальной поддержки армии.
Монахи основали «Киево-Выдубицкую сельскохозяйственную и ремесленную коммуну» в составе 75 чел. Все насельники именовались «коммунарами»: еп. Назарий числился писарем Назарием Михайловичем Блиновым, казначей иером. Митрофан - Митрофаном Ивановичем Шенкарёвым, экклесиарх иером. Спиридон - Спиридоном Марковичем Глухеньким, остальные монахи определялись как чернорабочие, кузнецы, садовники, стекольщики, столяры, слесари. Всего в коммуне значилось 75 чел.: 66 мужчин и 9 женщин («работают по огородничеству и стирке белья») (Там же. Оп. 2. Ед. 994. Л. 1-2). Для совершения богослужений была зарегистрирована церковноприходская Георгиевская община, в ведение к-рой передавались все храмы и имущество. Председателем общины избрали мирян Савву Федотовича Сороку, а после его смерти († 18 мая 1919) - Федора Федотовича Зайцева. В общину вступили все жители Зверинца - 600 чел. Ими было принято решение о совершении богослужений на церковнослав. языке. В 1919 г. по приказу Киевского окрисполкома часть богослужебных сосудов и облачений община передала автокефальному приходу Братской Борщаговки. 19 мая 1920 г. Наркомат земельных дел утвердил «Киево-Выдубицкую сельскохозяйственную и ремесленную трудовую артель». Однако в авг. центр монастырского земледелия - хутор Круглик (15 дес.) Хотовской вол. Киевского у. захватил «Культсовхоз». Братия жила только плодами из монастырских садов, но в 1921 г. по условиям кабальной аренды почти весь урожай фруктовых деревьев нужно было сдавать гос-ву бесплатно, а саму коммуну обложили налогом в 1800 р.
Существует ошибочное мнение, будто К. В. м. был официально ликвидирован в 1921 г. (Звiд пам'яток. 1999. С. 241; Ковалинський. 2011. С. 238). По др. версии, мон-рь «самоликвидировался» в 1924 г. (Кiлессо. 1999. С. 32). Однако архивные документы свидетельствуют о существовании мон-ря до кон. 20-х гг. XX в. В 1923 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, сотрудники ГПУ нашли в обители тайник с вкладами митр. Петра (Могилы), еп. Игнатия (Оксеновича-Старушича), ювелира Равича, Евангелиями в драгоценных окладах, вещами Феодосия (Углицкого) и проч. Реликвии и др. предметы конфисковали и передали на оценку экспертам во главе с Д. М. Щербаковским, а затем - в Первый гос. музей (Науч. арх. ИАНАНУ. Ф. 9. 168/Е-370. Л. 1). После ареста в ночь на 23 марта 1923 г. еп. Назария монашескую общину возглавил бывш. казначей иером. Митрофан, к-рый значился игуменом в 1927 г. В 1928-1929 гг., по официальным данным советских органов, в стенах обители проживал 31 монашествующий (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 3. Ед. 1065. Л. 20; Ед. 1066. Л. 3).
7 окт. 1929 г. Киевский горсовет вынес постановление о выселении монахов из киевских монастырей, К. В. м. был окончательно ликвидирован (Там же. Ф. 1. Оп. 7. Ед. 345. Л. 3). Формально же в соответствии с постановлением еще 1924 г. здесь числилась лишь община прихожан Георгиевского собора. В помещениях устроили клуб и жилые комнаты для работников деревообрабатывающего предприятия. Археологическая комиссия Всеукраинской АН поставила архитектурные памятники К. В. м. на государственный учет и в 1927 г. безуспешно просила на ремонт 23 тыс. р. В дек. 1930 г. были сняты для переплавки или музейного хранения все колокола.
В 1929-1934 гг. Михайловский собор находился в ведении общины УАПЦ во главе со свящ. Павлом Высочанским (арестован в июне 1934), а в Георгиевском соборе размещалась община монахов закрытого Киево-Печерского мон-ря (по воспоминаниям свящ. Д. Бурко, существовала до 1936).
Осенью 1934 г. К. В. м. был занят военными частями. Были разрушены надгробия и сбиты с них кресты, однако утверждение, будто в это время были разрублены и сожжены иконостасы всех выдубицких храмов, является ошибочным (Кiлессо. 1999. С. 32). Описание монастырского имущества от 28 мая 1936 г. свидетельствует о сохранении обоих иконостасов (Михайловского и Благовещенского) в старинном соборе. Иконостасы, облачения и сосуды свящ. К. Стешенко с членами общины официально передал Дарницкой общине во главе со свящ. В. Лысаковским. В 1924 г. все иконы из трапезной церкви были перенесены в Георгиевский собор. Во время фашистской оккупации специальная комиссия Киевской городской управы в акте от 31 мая 1943 г. указала, будто иконостас Георгиевского собора «уничтожен большевиками в 1930 г.» (Ковалинський. 2011. С. 242-243). Это сомнительно, если учесть существование общины, ее опеку над святынями обители и большое количество икон в соборе в 1936 г. С 1937 г. почти все строения К. В. м. находились в ведении Ботанического сада и деревообрабатывающего комбината; здесь проживали рабочие и действовали продуктовые магазины.
В 1939 г. в СНК УССР возник проект создания на базе Софийского собора музейного комплекса, в состав к-рого должны были войти и памятники мон-ря. Соответствующее постановление было издано 7 марта 1939 г., но не воплощено в жизнь. Во время оккупации города 1941-1943 гг. Киевская городская управа издала постановление о возрождении мон-ря или приходского храма в ведении УАПЦ. Однако неизвестно, было ли оно исполнено. В нач. мая 1943 г. отмечено наличие в обители «архимандрита монастыря, ведающего всеми церквями». При этом Георгиевский собор был завален сеном и древесиной, к-рую здесь же рубили на дрова. Отмечалось сохранение росписей и пригодность собора к богослужениям (Там же).
После освобождения Киева советскими войсками спецорганы засвидетельствовали проживание в обители в 1944 г. монахини и 3 монахов «патриаршей ориентации», в т. ч. настоятеля архим. Варлаама (Цывенко). Они были выселены, и мон-рь вновь официально закрыли. Однако, вероятно, архим. Варлаам проживал в колокольне по крайней мере до 1955 г. Постановлением СНК УССР от 30 мая 1944 г. К. В. м. был присоединен к заповеднику «Киево-Печерская лавра», но 21 нояб. 1944 г. передан на баланс Ботанического сада АН УССР, администрация которого сдала в аренду все строения монастыря Киевпромторгу, изд-ву АН УССР, Центральной научной б-ке АН УССР. В 1967-1982 гг. в монастырском комплексе были проведены масштабные реставрационные работы под рук. Р. П. Быковой. В 1975-1997 гг. на территории и в зданиях мон-ря размещался Ин-т археологии. В 1992 г. К. В. м. был частично (до окончательного выселения Ин-та археологии в 1997) передан УПЦ. В 2013 г. постройки занимает мужская община раскольнического «Киевского Патриархата УПЦ».
(по Ульяновскому - в честь Чуда арх. Михаила) был заложен в 1070 г. переяславским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичем и освящен в 1088 г., когда ктитор был уже вел. Киевским князем. Реконструкция первоначального облика собора осложняется из-за падения алтарной стены, что вызвало многовариантность гипотез о планировке храма: 3-нефный крестово-купольный с дополнительной парой столбов (8-столпный), удлиненный по оси «восток-запад» (Каргер); традиц. 6-столпный (Н. И. Брунов); 5-купольный (Н. Г. Логвин); новый тип однокупольного 3-нефного храма с закомарами по всему периметру (А. И. Комеч). По предположению Комеча, строительство завершала артель, к-рая возводила Успенский собор Киево-Печерского мон-ря.
В сев. башне собора находилась винтовая лестница на хоры. На юж. стене притвора во время реставрации 70-х гг. XX в. были открыты фрагменты фрески ХI в. «Страшный Суд»: огненный ангел на вратах рая, часть изображения ап. Петра с ключами и святого, идущего за ним. Исследователи допускают, что под барочной записью XVIII в. композиция «Страшный Суд» сохранилась полностью. В простенках окон обнаружены фрески ХI в. с цветочно-лиственными орнаментами. Предположение об украшении мозаикой алтаря, купола и парусов (Т. С. Килессо) не подтверждают археологи: вероятно, мозаика использовалась только для украшения пола в подкупольном пространстве храма.
Строительство было завершено в 1086 г., когда та же артель начала возводить Андреевский собор в «княжьем граде», патрональный для вел. кн. Всеволода Ярославича. Внутренние работы в выдубицком соборе велись в 1086-1088 гг. В XV - нач. XVII в. вост. часть храма с алтарем упала в Днепр (по Ульяновскому - в кон. XVI в., после 1593, но до 1610). Деревянная пристройка алтарной стены, выполненная ок. 1610-1612 гг., при наместнике униат. митр. Антонии (Грековиче), сохранялась до пожара 1760 г.
Внешний вид одноярусного (утверждение о разделении собора на 2 этажа и 2 храма при митр. Петре (Могиле) ошибочно) однокупольного с деревянным верхом собора и с деревянной пристройкой алтаря отчетливо виден в сюжете «Чудо арх. Михаила» на окладе Евангелия, подаренного обители Лесницким в 1660 г., а также на плане И. Ушакова 1695 г. В 1655 г. Черниговский еп. Зосима (Прокопович) поставил над куполом собора позолоченный крест (НБУВ. Отд. старопечатных и редких изд. Кор. 179. Л. 315 об.).
С 1701 г., когда был построен Чудовский собор, древний Михайловский храм стал исполнять функцию простой монастырской церкви, ризницы, хранилища документов и книг. 28 марта 1760 г. храм сильно пострадал во время пожара: вост. алтарная деревянная стена, купол и крыша выгорели, но при этом насельники успели вынести священные предметы, даже полный иконостас. В 1761-1779 гг. выдубицкие монахи собирали пожертвования на ремонт собора и мон-ря в целом гл. обр. в Запорожье. Проект реставрации собора в камне (с каменной алтарной стеной) разработал в 1766 г. киево-подольский мастер Петр Недилка (в т. ч. разделение здания на 2 этажа для большей устойчивости). Из-за отсутствия средств К. В. м. заключил контракт на работы не с Недилкой, а с «третьего класса архитектории учеником» М. И. Юрасовым. Для возведения в камне небольшой вост. стены, разделения храма на 2 этажа и покрытия храма с куполом понадобилось почти 9 лет (1766-1774). Наконец, в 1774 г. Духовный собор окончательно отстранил Юрасова от работ (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 1. Ед. 486. Л. 78-79). Ремонт храма заканчивали др. мастера.
25 авг. 1779 г. был освящен нижний, Михайловский храм, в 1781 г. на 2-м ярусе собора - ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы.
В 1777-1778 гг. киево-подольские мастера Я. В. Мосцицкий и И. Я. Пшегаленский изготовили и позолотили новый иконостас для Михайловского храма. Одновременно в нижнем храме был установлен ктиторский портрет вел. кн. Всеволода Ярославича, исполненный в стиле XVIII в. Сохранился портрет князя, написанный темперой на юж. пилястре алтарной стены. В 1779 г. в Благовещенскую ц. перенесли иконостас закрытой надвратной Данииловской ц.
Собор был вновь отреставрирован в 1870-1879 гг. в связи с открытием Киево-Курской железной дороги, которая была проведена через мост близ обители. Склон, на к-ром стоит собор, был укреплен насыпным земляным контрфорсом, высадкой лозы и каменной стеной у подошвы горы, в 1916-1917 гг. дополнительно возвели железобетонную стенку. В 1873 г. на откосе за алтарем храма по проекту М. П. Саймонова была построена беседка. Очередная реставрация собора проводилась в 1887-1888 гг., в преддверии 900-летия Крещения Руси и 800-летия освящения каменного Михайловского храма. Были сняты 2 верхних яруса иконостаса и оставлен только наместный ряд. З. Махлай выполнил новые росписи в алтаре и на своде арки нартекса.
Собор сильно пострадал в результате взрыва пороховых складов на Зверинце 6 июня 1918 г.: образовались трещины в стенах, что повредило живопись, упал купол и стропила крыши. 10 июня 1920 г., во время обстрела Зверинца войсками, преследовавшими белополяков, 2 снаряда попали в купол собора, были повреждены погребения (Там же. Оп. 3. Ед. 86. Л. 1-1 об.). После окончательной ликвидации монастырской и приходской общин (РПЦ и УАПЦ) имущество Михайловского и Благовещенского приделов собора (в т. ч. иконостасы, переносные иконы, сосуды и облачения) 28 мая 1936 г. было передано Дарницкой религ. общине, а собор стал использоваться как склад книг Центральной научной б-ки АН УССР. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. были проведены масштабные реставрационные работы с максимальным открытием элементов архитектуры и росписи собора ХI в., сохранена также вся живопись XVIII-XIX вв. (в алтарной части храма - изображения вмч. Иоанна Воина, вел. кн. Всеволода Ярославича и композиция «Успение Пресв. Богородицы»; в притворе - ап. Иоанн Богослов и «Воскрешение Лазаря»). Уникальной для укр. барочной живописи считается сцена «Страшный Суд» на южной стене нартекса. В год празднования «1500-летия Киева» (1982) на зап. фасаде собора была установлена мемориальная доска с условным изображением Петра Милонега (скульптор В. Н. Борисенко, архит. В. В. Савченко). В 1998 г. над входом в собор было вмонтировано мозаичное изображение арх. Михаила (худож. Б. Б. Лобановский, мозаичист Р. А. Кириченко).
является выдающимся памятником укр. барочной архитектуры. Имя архитектора остается неизвестным (предположительно указываются Д. В. Аксамитов, М. Ефимов). Собор возведен по инициативе митр. Киевского Варлаама (Ясинского), который привлек к строительству богатого стародубского полковника М. А. Миклашевского. Первоначально был посвящен Чуду арх. Михаила, небесного патрона ктитора. При закладке собора, к-рая состоялась 11 июня 1696 г., митр. Варлаам поместил в алтарную стену мощи еп. Синадского Михаила, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары, мч. Никона Сухого Киево-Печерского. 4 окт. 1701 г. митр. Варлаам в сослужении киево-печерского архим. Иоасафа (Кроковского) освятил собор (НБУВ. Отд. старопечатных и редких изд. Кор. 179. Л. 315 об.). Второй престол был освящен в честь Преображения Господня. Соответственно старинный княжеский храм тогда же был переосвящен в Благовещенский. Новое переосвящение всех монастырских храмов было совершено в 1781 г.: в старинном соборе на 1-м ярусе возобновили Чудо-Михайловский, а на 2-м - Благовещенский храмы; церковь в трапезной из Георгиевской переосвятили в Преображенскую, а новый собор был посвящен св. Георгию Победоносцу.
Пятикупольный собор был возведен в топографическом центре обители, что изменило архитектурную композицию мон-ря. В основании храма - крест, рукава которого создают объемы в виде высоких восьмериков, объединенных вокруг такого же восьмерика в центре. Каждый восьмерик увенчан стройным грушевидным куполом: центральный с 2 заломами, а боковые - с одним. В промежутках между боковыми объемами вмонтированы вдвое меньшие по размеру пристройки для жертвенника, диаконника, лестницы на хоры и часовни-усыпальницы. Сдержанный внешний декор собора (сильно раскрепованные угловые пилястры, капители, многопрофильные карнизы и прорезанные в форме визант. крестов окна) подчеркивает его стройность и стремление вверх. Над зап., юж. и сев. входом были вмонтированы картуши и герб М. А. Миклашевского (не сохр.). Изображения в картушах (над юж. входом - арх. Михаил, над северным - «Благовещение») в 1704 г. исполнил мон. Лазарь. Для создания иллюзии ритма окна украшены висящими полуколонками, по бокам оконных отверстий выложены глухие ниши. В храме отсутствуют столпы, подпружные арки и высокие своды собирают в единое целое пространство здания и купола.
В 1724 г. на монастырские средства был изготовлен 5- или 7-ярусный иконостас (считается цокольный ряд и резные фигуры над последним сплошным рядом). Возможно, иконы писали лаврские мастера и местный выдубицкий иконописец мон. Варфоломей.
В 1772 г. в соборе был установлен специально изготовленный реликварий с частицами Животворящего Древа и мощей (равноап. кн. Владимира, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, вмч. Георгия Победоносца и др.). Рака для мощей обновлялась и украшалась в 1834 г.
В 1770-1773 гг. собор был отремонтирован, в 1784 г. перекрыта крыша. Подобные ремонты в дальнейшем выполнялись регулярно. В 1868-1872 гг. проведен новый капитальный ремонт собора; И. Р. Желтоножский перекрасил внутренние стены в голубой цвет, написал орнаменты по образцу Софийского собора, изобразил в главном куполе Св. Троицу, обновил все иконы иконостаса (1872). Мастер Я. Коблов соорудил новые деревянные с позолотой хоры над зап. входом. Итал. мастер из Одессы Э. Вернетти положил мраморный пол. В 1891-1902 гг. по проекту архит. В. Н. Николаева была облегчена конструкция куполов, купола и лепнина вновь позолочены, обновлена и дополнена живопись внутри храма (1900, худож. Махлай).
Собор пострадал от взрыва на Зверинце 6 июня 1918 г. После закрытия мон-ря и ликвидации прихода в 1936 г. здание было передано под склад. В период оккупации при возобновлении мон-ря в соборе хранили сено и дрова. После 1945 г. здание было передано Центральной научной б-ке АН УССР. 26 нояб. 1968 г. в соборе случился пожар. В 1970-1973 гг. он был отреставрирован под рук. Быковой. Сначала в нем разместили скульптурные мастерские, а в 1975-1997 гг.- фонды Ин-та археологии. В 2006-2009 гг. дрогобичские мастера полностью расписали собор, изготовили неск. мозаичных изображений.
Была сооружена напротив сев. фасада Георгиевского собора одновременно с ним, в 1696-1701 гг., на средства Миклашевского. Это единственное подобное строение кон. XVII - нач. XVIII в. на Украине, сохранившееся целиком. Изначально трапезная церковь была посвящена вмч. Георгию Победоносцу. В 1781 г., когда состоялось переосвящение всех главных храмов обители, церковь стала Преображенской (этот престол был перенесен из нового собора). Со стороны центральной площади трапезная одноэтажная, с обратной у нее 2 этажа. Эта архитектурная особенность постройки связана с рельефом местности. Орнаментальный портал с элементами резьбы и лепнины (возобновленный после пожара весной 1760 г., когда пострадала трапезная с храмом) увенчан фигурным картушем с гербом Миклашевского.
В авг. 1760 г. обгоревшие храм и трапезная были уже отремонтированы, поставлены 2-ярусный иконостас и престол с прежним антиминсом, спасенные во время пожара. Трапезная ц. стала главным храмом обители в холодное время года.
Алтарь храма полностью расписан евангельскими сценами (живопись XVIII в. сохр. лишь частично). В кон. XVIII в. алтарь и часть трапезной палаты были вновь расписаны маслом.
Капитальный ремонт трапезной из-за порчи фундамента и трещин в стенах был произведен в 1784 г. (Л. Ф. Веретенников). Был подведен дополнительный фундамент и сооружены контрфорсы.
В 1837 г. на пожертвования семьи кн. Яшвиля (1 тыс. р.) киевский иконописец И. Г. Оробиевский изготовил новый иконостас для трапезной церкви и украсил алтарь новыми росписями, в основе к-рых - Христос Вседержитель и Его жертва, символы литургии и причастия. В 1879 г. в Москве был изготовлен новый иконостас; иконы были написаны в Мокшане (Пензенская губ.) в мастерской М. Хрущова. Старый иконостас передали для бедного сельского прихода Черниговской епархии. Капитальный ремонт трапезной церкви осуществил архим. Евлогий (Василянский): в 1884 г. возведена подпорная каменная стенка, сделана новая крыша, позолочен купол и крест; в 1888 г. по проекту Николаева на средства казначея иером. Тимофея (Шепченко) построена каменная 2-ярусная пономарня. В 1889 г. в храме появились новые росписи («Преображение Господне» - на юж. стене алтаря, «Крещение Господне» - на северной, «Нагорная проповедь» - на западной); в 1897 г. устроено калориферное отопление и вентиляция. Ок. 1900 г. Махлай обновил живопись, выполнил новые росписи: образ прп. Нестора Летописца и сцену «Снятие со креста». Он написал и 6 новых икон для иконостаса, 2-й ярус которого сняли для большего освещения трапезной.
Трапезная, пострадавшая от взрыва пороховых складов 6 июня 1918 г., была отремонтирована. В нач. 20-х гг. XX в. в помещении трапезной разместили клуб Об-ва деревообработчиков, устроив сцену на месте алтаря, росписи забелили. Позже здесь находился склад мебели. В 1967-1974 гг. трапезная была полностью отреставрирована коллективом под рук. Быковой. С 1997 г. трапезный храм служил главной монастырской церковью до завершения реставрации Георгиевского собора. В 2009 г. трапезная с храмом выгорела во время ночного пожара (существует версия о поджоге). На протяжении 2009-2011 гг. здесь осуществлялись реставрационные работы.
Традиционно возведение колокольни датируется 1725-1727 (1727-1733?) гг. и приписывается ктиторству миргородского полковника Д. П. Апостола. Однако прямых письменных подтверждений этому нет, а на плане И. Ушакова 1695 г. колокольня уже изображена 3-ярусной: въездные врата, храм и собственно колокольня. Вероятно, уже к 1695 г. колокольня была каменной.
На 2-м ярусе находилась ц. прор. Даниила, а собственно колокольня - на 3-м ярусе, к-рый имел открытые на все стороны арочные пролеты. В 1779 г. по настоянию архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) из-за аварийного состояния колокольни Данииловская ц. была закрыта, а иконостас перенесен в Благовещенский храм на 2-м этаже древнего собора. В помещении церкви был устроен склад. В 1828-1830 (1829-1833?) гг. по проекту архит. А. И. Меленского колокольню надстроили облегченным 4-м восьмигранным ярусом с 8 круговыми арочными пролетами. Поставленный на четверик, этот дополнительный ярус не имел перекрытия и возвышался над колоколами. На колокольне находились 3 больших и 5 малых колоколов. Самый большой (100 пудов) был отлит 20 апр. 1690 г. на средства мещанина Т. Петровича Железного Гроша; старейший малый датирован 1621 г., 18-пудовый - 1643 г. и «субботник» - 1657 г. На колокольне также был поставлен «зигар сутковый» (часы) козелецкого мастера П. Зарина.
В 1871 г. в помещении Данииловской ц. разместили ризницу и архив; для большей устойчивости здания въездные ворота заложили, а проезд был пробит в стене рядом с колокольней. Взрыв пороховых складов на Зверинце в июне 1918 г. повредил колокольню: возникла сквозная трещина на вост. стене, был разрушен верхний ярус. В 20-х гг. XX в. в колокольне были устроены жилые помещения для рабочих. Реставрация произведена в 1965-1966 гг. (архит. В. Т. Шимко) и в 1971-1973 гг. (коллектив Быковой). После передачи строения мон-рю здесь возобновили храм прор. Даниила, к-рый был расписан в народном стиле.
Жилища иноков изображены на плане Ушакова 1695 г. В XVIII в. вдоль стен были выстроены деревянные малые кельи. В 1811 г. пожар уничтожил большинство помещений. К 1814 г. на их месте вновь построили деревянные здания, к дек. 1846 г. по проекту архит. П. И. Спарро - каменный корпус (на 1-м этаже - 12 комнат, на 2-м - 4 комнаты с мезонином). В 1901-1902 гг. по инициативе архим. Евлогия корпус был перестроен: возведен каменный 2-й этаж над всей площадью первого, к-рый был целиком перепланирован; в средней части 1-го этажа устроена больница (проект Е. Ф. Ермакова). Кельи пострадали в результате взрыва в июне 1918 г., но были отремонтированы силами братии. В 2013 г. здание вновь ремонтируется.
Справа от св. врат и колокольни, напротив зап. входа в Георгиевский собор, находится настоятельский корпус (митрополичьи покои). Он был построен в 1784-1785 гг. над старым каменным погребом. Второй этаж был деревянным. Частично сохранился нижний этаж с пилястрами, обозначавшими внутренние перегородки, окна с «ушастыми» наличниками и лучковыми перемычками. Известно, что на 2-м, деревянном этаже было 10 комнат. Со стороны внутреннего двора монастыря вход был украшен резьбой. В 1883 г. архим. Евлогий на средства бывш. архим. Арсения, пребывавшего на покое, перестроил кельи: оба этажа изменили планировку, был пристроен контрфорс для укрепления горы близ келий (проект В. П. Катеринича). В 1892 г. со стороны зап. фасада был сооружен мостик для выхода со 2-го этажа в игуменский садик. В 1896-1898 гг. по проекту архит. Ермакова корпус вновь был перестроен: уменьшен размер 1-го этажа, осуществлены дренажные работы по осушиванию фундаментов и подполья, разобран деревянный верхний этаж и выстроен каменный в стиле модерн, устроено 3 входа: парадный (восточный) и 2 западных, ведущие на мостик в сад игумена. Над парадным входом устроено крыльцо под навесом с коваными металлическими ступенями. Внутри появилась широкая дубовая лестница. В связи с тем что здесь останавливались Киевские митрополиты во время посещения мон-ря, этот корпус именовался и «митрополичьими покоями». Вслед. взрыва пороховых складов в 1918 г. здание пострадало, после закрытия мон-ря использовалось для жилищ и хозяйственных помещений деревообрабатывающего предприятия. Реконструкция келий произведена в 1966 г. В 1975-1997 гг. здесь размещалась дирекция, архив и б-ка Ин-та археологии. С 1997 г. в отремонтированных кельях настоятеля живет наместник обители.
На плане Ушакова 1695 г. изображена деревянная ограда. В 1740 г. инженер Д. де Боскет в докладной записке указывал, что ограда находится в жалком состоянии (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 12. Л. 1-1 об.). Власти обязали мон-рь поставить новую ограду и вырубить насаждения вокруг обители для лучшего просмотра стратегической в военном отношении территории. Но К. В. м. благодаря ходатайству митрополита не выполнил эти работы. Игум. Иаков (Воронковский) благословил выстроить ограду, выселить с монастырской территории поселян и никому из светских лиц не разрешать проживать здесь в дальнейшем, тем более торговать спиртными напитками (Там же. Оп. 1. Ед. 67. Л. 77-78 об.). В 1853 г. ограда была поставлена на каменные столбы, чтобы окончательно зафиксировать монастырскую территорию. К 1865 г. каменная ограда была построена только со стороны дороги. В 1869 г. ограда при входе в мон-рь и у трапезной была украшена сюжетной масляной живописью; одновременно возобновлен ров вокруг обители. В 1873 г. в связи со строительством рядом с К. В. м. промышленной дороги и моста через Днепр была возведена каменная стена (реставрирована в 1978).
После возведения каменной колокольни на уровне 1-го яруса были устроены св. врата, к-рые впосл. в связи с наклоном колокольни пришлось замуровать и прорубить новые в ограде рядом. В 1807 г. старые врата были заменены ампирными. В 1870 г. свящ. И. Желтоножский написал на цинковой доске новый надвратный образ Спасителя. В 1892 г. были установлены новые железные ворота, над вратами в каменной арке написаны маслом образ вмч. Георгия, сцены «Чудо арх. Михаила в Хонех», «Ангел молитвы», «Преображение Господне». Врата венчал новый позолоченный крест. Взрыв на Зверинце 1918 г. привел к появлению сквозной вертикальной трещины, все было испещрено шрапнелью. Мон-рь успел возобновить врата и отреставрировать образ Спасителя над ними. В 2013 г. над вратами помещен мозаичный образ Спаса Нерукотворного.
Сведения о сооружении колодца зафиксированы в рукописи неизвестного монаха в 50-х гг. XVIII в.: «Божиим поспешеством создася студенец сей року Божого 1715 месяца июля 11 тщанием всечестнаго отца нашего игумена Лаврентия Горки» (Перетц В. Н. К биографии о. Игнатия Оксеновича Старишича, киевского проповедника пол. XVII в. Пг., 1914. С. 4). В 1775 г. колодец был облицован кованым железом, в 1785 г. возле него выкопали другую «саженку» - для наполнения колодца водой. В 1791 г. был устроен водопровод в кухню мон-ря по керамическим трубам, а над самим колодцем соорудили шатровый навес, покрыв его гонтом и увенчав главкой с крестом. В 1869 г. архим. Арсений приказал снять это громоздкое сооружение и сделать легкий навес по примеру постройки в Голосеевской пуст. В 1889 г. новый дубовый сруб колодца обложили кирпичами на цементе и по железным трубам провели водопровод в братский корпус, баню и кухню. В 1890 г. соорудили железный навес со шпилем и с железным крестом. Для стока подземных вод были проведены трубы-выводы к склону Днепра. В 1900 г. был выкопан новый колодец, соединенный со старым (для большего водозабора). Однако из-за отсутствия должного ухода колодец в 20-х гг. XX в. перестал функционировать. Реконструкцию его старинного вида осуществили в 1978 г. с использованием гравюры подобного колодца XVIII в. (проект П. Г. Юрченко).
В 1765 г. был составлен общий обзор и начата регистрация б-ки. В ней было 83 наименования печатных кириллических изданий. Это гл. обр. церковно-служебные книги, Библии, жития святых, толкования Свящ. Писания, катехизисы, сборники проповедей, сочинения Иоанникия (Галятовского), Лазаря (Барановича), Феофана (Прокоповича), Антония (Радивиловского) и др., а также лексиконы. 30 рукописных книг имели тот же состав по тематике. Из числа аскетических сочинений, традиционных для монашеского чтения, в наличии имелась только «Лествица» прп. Иоанна Лествичника. Лат. книг насчитывалось 29 (Библии, комментарии к Евангелиям, гомилии, философские и теологические трактаты, словари и соч. «Органон» Аристотеля). Собрание имело также 23 польск. книги, гл. обр. проповеди, жития святых, тексты диспутов и проч. Общее количество изданий (кириллических и латиницей) составило 165 наименований.
В 1776 г. в б-ке хранилась уже 201 книга. Самыми ценными были: рукописное Евангелие (1561), Острожская Библия (1581), выпущенные в Киево-Печерской лавре Евангелие (1637), «Беседы свт. Иоанна Златоуста» (1624), «Законоправильник» (1629), «История Варлаама и Иоасафа» прп. Иоанна Дамаскина (1637); «Параланфия сиречь утешительная мольба к Господу» (1634), «Казанье Св. Кирилла Иерусалимского» (Вильно, 1596). В целом насчитывался 151 экз. кириллических изданий и рукописей. Латинских книг оставалось 25, а также 7 рукописных, польскоязычных изданий - 25. Старейшими среди них были: сборник проповедей различных греч. авторов, составленный иезуитом Якобом Венгровичем в 1573 г., соч. «О христианском совершенстве» (Познань, 1612), «Книга визерунка земного» (Краков, 1612), богословские трактаты Яна Касиана Эремиты (Краков, 1603-1604) (возможно, эти книги ранее принадлежали Антонию (Грековичу)) (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 169. Ед. 20. Л. 24-47).
Опись 1775 г. содержит более полное и точное описание монастырского собрания. Именно здесь зафиксировано, что в б-ке было уже 2 экз. Острожской Библии 1581 г. В числе раритетов кроме названных выше указаны изданные в лаврской типографии: Номоканон (1629), «Крест Христа Спасителя» (1632), Учительное Евангелие (1637); лат. Библия (кёльнское издание 1609 г.), лат. издание творений прп. Ефрема Сирина (1616), польскоязычная Библия (Гданьск, 1632) в 2 экз. Среди рукописей выделялся список службы прп. Сергию Радонежскому, его Жития и чудес (с московского печатного издания 1647 г.). В целом в б-ке насчитывалось 152 кириллических издания и 29 рукописей, 27 латиноязычных и 21 польскоязычное издание, среди к-рых особо выделялось издание 1441 г. сочинения Фомы Кемпийского «О наследовании Христу» (Там же. Ф. 130. Оп. 2. Ед. хр. 552. Л. 5-31 об.). Описи 1775-1776 гг. свидетельствуют, что во время пожара 1760 г. б-ка была спасена.
В 1833 г., принимая ризницу, новый ризничий иером. Амфилохий обнаружил, что пропало немало вещей (иконы, 2 плащаницы, привески из ценных металлов, 7 ручных серебряных крестов, элементы из дорогих окладов, ризы и т. п.) и книг: Правильник (К., 1754), Акафисты (К., 1798), Поучения архиеп. Платона (М., 1782) и др. В докладной записке архим. Иустину (Михайлову) иером. Амфилохий просил приказать братии, «дабы находящиеся при церкви книги и другие церковные вещи без позволения не брали» (Там же. Оп. 1. Ед. хр. 840. Л. 42-48 об.). Последующий игум. Амфилохий собирался продать А. С. Анненкову Острожскую Библию, но в 1840 г. митр. Филарет (Амфитеатров) пресек это намерение. Тем не менее именно в то время бесследно пропала часть выдубицких раритетов.
О состоянии выдубицкой б-ки во 2-й пол. ХIХ в. свидетельствуют описи монастырского имущества 1856 и 1872 гг. Книжное собрание описано в определенной системе, в основании к-рой - тематический принцип. Всего указано 169 наименований, хотя реально книг было больше (в одну позицию объединялись многотомные и книги в неск. экземплярах). Имелось 12 разных изданий Свящ. Писания, в т. ч. Острожская Библия (2-й экз. был передан в КДА). Среди 9 богослужебных книг упомянуты печерские издания Служебника (1620, 1639, 1653), Евангелие (Львов, 1636), службы прп. Сергию Радонежскому и его Житие (М., 1647). В б-ке было 2 издания «Чинопоследования присоединения к Православию», но их изъяли «в числе других 32 книг» по распоряжению Консистории от 31 июля 1863 г. К разд. «Творения Св. Отцов» было отнесено 32 книги, в т. ч. сочинения святителей Иоанна Златоуста (самое старое печерское издание 1624 г.), Василия Великого, Григория Назианзина, Димитрия Ростовского, преподобных Ефрема Сирина и аввы Дорофея, Макария Египетского, Авраамия Медиоланского, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Кормчая книга и «Духовный регламент» (М., 1818). К группе «прочие книги духовного содержания» (57) принадлежали многочисленные Исповедания веры, катехизисы, толкования, сочинения митр. Стефана (Яворского), архиеп. Лазаря (Барановича) и др. Самым старым изданием этой группы была «Скрижаль» Святейшего патриарха Московского и всея Руси Никона (М., 1656). Среди «исторических и разных» названо всего 14 изданий, почти все ХIХ в., за исключением сочинений Сульпиция Севера (1783), 3-томника М. В. Ломоносова (СПб., 1794) и Лексикона триязычного (1704). Кроме того, в б-ке имелось 7 планов выдубицких имений 1788-1824 гг. Реестр 1872 г. прибавил 2 книги: Описание знамений от Животворящего Креста (1864) и объяснение обрядов и таинств (1866), а также планы хутора Круглик и Зверинца 1847-1869 гг. (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 830. Л. 109-117 об.; Ед. 869. Л. 146-163; Оп. 1. Ед. 1082. Л. 165-180 об.), однако по сравнению с предыдущим отсутствуют латино- и польскоязычные издания, изъятые по постановлению Консистории, возможно для передачи в КДА.
К 1915 г. в б-ке находилось 25 рукописей ХVI-ХVIII вв., а также старопечатные книги: ХVI в.- одна (Острожская Библия), ХVII в.- 36, ХVIII в.- 105 и недатированных (ХVIII в.) - 11. Среди старопечатных выделялись Служебник (1619), Учительное Евангелие патриарха Каллиста (1637), Благовестник (М., 1649) и др. Почти все рукописи, зафиксированные в 1915 г., хранятся во Всенародной б-ке Украины (в Ин-те рукописи НБУВ НАН), самая ранняя из них датируется ХVI в. (НБУВ ИР. Ф. I. Ед. 5541-5569).
Архив обители был одним из самых крупных и ценных в Киеве. Здесь хранились документы с нач. XVI в. в оригиналах и копиях; значительные усилия к собиранию и копированию документов в архивах центральных судебных учреждений и Киевского магистрата приложил историк обители игум. Иаков (Воронковский). Сохранился систематизированный сборник, в к-рый вошли документы за 1507-1767 гг. по Зверинцу, с. Выдубичи, Лесникам, Осокоркам, Багринову, а также Лыбедскому перевозу и др. (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 1. Ед. 907. Л. 1-67 об.). Интерес представляет и сборник с алфавитным порядком владений (их географических названий) и копиями документов по каждому. Здесь также находится полная выкладка тяжб К. В. м. с лаврой. Наконец, в этом сборнике имеется выдержка из старого рукописного Служебника Киево-Софийской б-ки - это грамота Киевского митр. Иосифа (Солтана) от 25 дек. 1509 г. и выписка из «книг королевских» от 12 нояб. 1622 г. (Там же. Ед. 906. Л. 99-100, 153-153 об.). Оба сборника - результат планомерной работы сотрудников игум. Иакова по реконструкции утраченных документов старинного архива обители. 21 сент. 1780 г. Духовный собор вынес постановление о том, что все грамоты князей, царей, королей и гетманов и «все дела до архива относящиеся» следует поручить послушнику иеродиак. Исихию, забрав их из кельи казначея Нектария (Там же. Оп. 2. Ед. хр. 598. Л. 3). Т. о., именно с этого времени в К. В. м. была учреждена «архивная служба».
В 1875 г. Комиссия КДА обследовала древнейшие киевские мон-ри с целью выявления ценных исторических документов и их передачи в академическое собрание. В Выдубичах работал приват-доцент С. Т. Голубев, к-рый отметил богатство монастырского архива, включающего документы с нач. ХVI в., наличие в б-ке старопечатных книг и рукописей. Ученый констатировал: «Богатство монастырского архива, который по древности и численности сохранившихся в нем документов далеко превосходит все, вместе взятые архивы остальных киевских монастырей. Довольно большая комната в одном из монастырских корпусов буквально загромождена кипами бумажных связок» (Голубев. 1875).
В 1890 г. ценную коллекцию рукописей, гравюр и книг (700 единиц) подарил мон-рю ктитор Соломка. Сначала б-ка и архив хранились на хорах Михайловской ц. (во время пожара в 1760 были вынесены из горящего храма), впосл.- в закрытой Данииловской ц. на колокольне. В 1902-1904 гг. для архива и б-ки построили специальное здание. На 1-м этаже разместили центр пневматического отопления и церковную лавку, а 2-й этаж заняли б-ка и архив. Резные шкафы для книг и документов изготовил послушник Г. Кишев. В 20-х гг. XX в. архив и б-ку конфисковали и передали во Всенародную б-ку Украины. К 2013 г. архив хранится в ЦГИАК (Ф. 130. Оп. 1-3), рукописное собрание - в НБУВ ИР. В здании бывш. б-ки и архива К. В. м. устроен ресторан.
В древности погребения совершались и в Михайловском соборе, и в специальных пристройках к нему. Но лишь с XVIII в. документы подробно фиксируют имена погребенных лиц и места их захоронения. В 1706 г. в специальном склепе Георгиевского (в то время новопостроенного Михайловского) собора был погребен ктитор Миклашевский (в 2010 трудами одного из наследников Миклашевских склеп отреставрирован и останки положены в новую раку). В 1754 г. здесь был погребен поэт и богослов архим. Сильвестр (Ляскоронский). В кон. XVIII в. монастырское священноначалие уведомило митр. Самуила (Миславского), что на территории К. В. м. исчерпаны места для погребения, испрашивая разрешение на вторичные захоронения. В 1788 г. на горе рядом с К. В. м. было открыто новое кладбище для погребения братии. В посл. трети ХIХ в. был составлен перечень погребенных известных лиц (105 имен) и скопированы надписи с надгробий. Перечень могил 1910 г. включал 310 имен. В 1919 г. архитекторы Н. Н. Ильин и В. И. Лесючевский обследовали памятники, зарисовали их и скопировали надписи (все 3 списка опубл.: Ульяновский. 2009. С. 549-591). В 20-х гг. XX в. большинство памятников со скульптурами, из драгоценных металлов и мрамора были украдены или разбиты, кресты повалены. После 20-х гг. здесь уже никого не погребали. Только в 1943 г. были похоронены в 2 братских могилах освободители Киева, останки к-рых впосл. перенесли в Парк Славы. На территории К. В. м. сохранились немногочисленные надгробия, в т. ч. над погребением известных меценатов и основателей киевских музеев Б. И. Ханенко (1844 (1849?) - 1917) и В. Н. Ханенко (1848-1922), педагога К. Д. Ушинского (1824-1870) и др.